Легко ли быть ребёнком в XXI веке?

Педагоги, психологи и социологи, изучая отличия современного тинейджера от советского подростка, отмечают, что ребёнок сегодня другой: он стал более "цифровым!, независимым, конкурентноспособным по сравнению с "детьми XX века".

Современные дети, рождённые в цифровую эпоху Интернета и гаджетов по-другому относятся к информации. Так, учёные отмечают резкое снижение развития познавательной активности дошкольников (логики, воображения, формирования понятий и др.) и объясняют этот процесс тем, что ребёнку легче найти готовый ответ во "всемирной паутине", чем затратить умственные усилия на решение логической задачи: если "почемучка XX века" допытывался у родителей, почему трава зелёная, а небо синее, то сегодня дошкольник может получить ответы на эти и другие вопросы сам с помощью сети Интернет. Информация добывается мгновенно, нажатием одной кнопки.

Как следствие, снижается энергичность ребёнка, его желание активно действовать, играть и сотрудничать с другими детьми, на лицо - их беспомощность в отношении со сверстниками и взрослыми, социальная некомпетентность, неспособность конструктивно решать простейшие конфликты.

У современных детей наблюдается отсутствие сформированных умений читать и понимать прочитанный текст. Да, нынешний тинейджер может похвастаться высокой скоростью чтения с листа и быстротой нахождения ответа в сети Интернет, однако для большей части детей сложно определить основную мысль прочитанного и объяснить решение задачи, составить пересказ текста и ответить на вопросы. Ребёнок "схватывает" отдельные моменты разрозненной информации, что влияет на умственные процессы, формируя так называемое "клиповое мышление". Сегодняшний ребёнок - это "сверхребёнок" по меркам XX века: он одновременно увлекается и спортом, и искусством, успевает ответить на вопросы в блоге, он интеллектуал, но умеет постоять за себя, однако, несмотря на колоссальный спектр актуальных вопросов, в которых разбирается подросток, его познания поверхностны, неглубоки, он слабо ориентируется в них.

Ещё одной отличительной чертой подростка является ограниченность живого, в том числе тактильного общения, низкий уровень коммуникативных умений, несмотря на обширнейший опыт общения в социальных сетях, поэтому сегодня исследователи наблюдают рост количества подростков, считающих себя одинокими. Следствием этого становиться повышение количества детей  с проблемами в эмоциональной сфере, которые находятся в состоянии психологической напряжённости из-за постоянного чувства незащищённости, отсутствия опоры в ближайшем окружении среди родителей и сверстников.

Искусство, по мнению исследователей проблем детства, помогает решить эти трудности. Оно позволяет коснуться тончайших струн души ребёнка, снять эмоциональную напряжённость, даёт возможность школьнику "расправить крылья", почувствовать себя по-настоящему свободным, развить не только творческие, но и «академические» способности.

Общеизвестно, что для детей искусство (литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр) является незаменимым средством формирования духовного мира. Без воспитания эстетически грамотных людей, формирования с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности, личности XXI века.

Окружающий мир встает перед ребенком как единая картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несущая в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение, обогащаются чувства и переживания ребенка, формируется личность ребенка.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть