Интернет-зависимость
Это неудивительно – со временем всё больше людей получают к нему доступ, количество информации в интернете увеличивается быстрыми темпами, а зайти в него теперь можно почти с любого телефона. И, как в случае с любой другой всеобъемлющей технологией, у интернета быстро появилось ощутимое влияние, несколько меняющее привычный социум. Это влияние я разносторонне рассмотрю в данной статье. Однако начать стоит с другого аспекта, а именно нужно разобраться, чем интернет стал для современного человека, как его появление отразилось даже не на социуме, а скорее на «общемировом порядке». Поясню. До появления интернета люди оперировали такими информационными площадками, как телевидение, радио, газеты. Эти источники обычно давали узкие точки зрения, так как вся информация проходила жесткую цензуру либо государства, либо иного спонсора (очень сложно, даже почти невозможно создать независимое издание, а если есть спонсор – определение условий работы за ним). Интернет всё больше и больше разрушает эту систему. Его относительная дешевизна позволяет создать свой сайт на свою тему почти любому человеку. Отсюда – огромное количество и разнообразие информации. Можно сказать, что интернет перевел общество из индустриального в информационное. Такова основная социальная роль интернета – это относительно свободное от цензуры место, где можно найти обилие информации по любой интересующей вас теме. Количество пользователей увеличивалось: кто-то общался, кто-то искал контент, кто-то занимался творчеством. Всех устраивала свобода, которую интернет предоставлял в выборе информации. А потом наступило 6 июня 2013 года, когда стало точно известно, что интернет – не место безграничных анонимных возможностей. Население узнало о программе PRISM, государственном проекте США, осуществлявшего негласный сбор информации. Перехватывались и записывались звонки, сообщения, данные о местоположении пользователей. Это привело к всплеску интереса пользователей к открытым технологиям шифрования данных, подписанию парочкой стран «пакта об онлайн-взаимодействии». Теперь любая уважающая себя компания закрепляет на сайте плашку о том, что данные шифруются, но можно ли этому верить? В этом заключается первая проблема интернета. Я обладаю весьма большим опытом пользования интернетом и в связи с некоторыми замечаниями у меня есть мнение, что за каждым пользователем ведётся пассивная слежка, которая по запросу правоохранительных органов может перейти в активную. Более того, путём эксперимента, весьма легко установить, какие именно данные «утекают». Однажды я заметил то, что, наверное, замечал каждый. Реклама меняется, подстраиваясь под интересы пользователя, при этом совершенно необязательно напрямую публиковать что-то в интернете. Одна пара решила провести эксперимент. Они сели друг напротив друга, положили телефоны на стол (запись на телефонах не велась, приложения в фоновом режиме не работали) и стали обсуждать необходимость покупки кошачьего корма. Обсуждение продолжалось какое-то время, а затем в рекламе стал появляться кошачий корм. Второй факт – сайты знают ваше имя и местоположение (по крайней мере пытаются). Это отслеживается по страницам социальных сетей и в магазинах. Не самое страшная слежка и её легко обойти. А самым неприятным является то, что социальные сети предоставляют (или, во всяком случае, могут предоставить по требованию) личную информацию пользователя (переписку и другое) правоохранительным органам. Совсем недавно к людям, подписанным на группы-организаторы митингов в поддержку А. Навального, приходили представители правоохранительных органов и убедительно просили расписку пользователя о невыходе на митинги. Безусловно, предоставление информации нужно для раскрытия преступлений, например, доступ к переписке террористической группировки способен предотвратить огромные жертвы среди населения, однако речь идёт о нарушении права каждого человека на тайну сообщения, прописанного в Конституции РФ. Это недопустимо даже для раскрытия преступлений. Подытожим. Вся информация с микрофона – в интернете, переписки, сообщения – тоже известны, ваше имя, местоположение – знакомы сайтам, и, самое главное – всё это может попасть в руки третьих лиц. Вторая проблема интернета находится в конфликте с первой. Речь идёт о госбезопасности, терроризме и других преступлениях. Анонимность в интернете – основная черта и, я бы сказал, цель его существования. Многие с этим не согласятся, но это именно так. Свобода заканчивается там, где начинается слежка, но именно эта анонимность мешает предотвращению преступлений. Именно поэтому никогда не будет найден компромисс. Стоит ли говорить о том, что в интернете великое множество мошенников и возможностей подхватить компьютерный вирус? Это основные проблемы интернета как информационной площадки. Как же он влияет на человека? Здесь я выделю несколько положительных пунктов и несколько отрицательных. Первая проблема несёт психологический характер. Это обыкновенная интернет-зависимость. Сразу стоит отметить, что сталкиваться с тем, что мои коллеги по цеху с федерального ТВ называют интернет-зависимостью, приходилось каждому. Действительно запущенных случаев мало, по крайней мере среди детей. Мне довелось работать в лагере и моей задачей было вовлечение детей в программу лагеря, в том числе «вытаскивание» их из телефонов. В день приезда, когда я еще не приехал, в телефонах сидели все. Во второй день – один человек. Вот всё, что нужно знать о зависимости, хотя и не всё, на самом деле. Современная психология полагает, что тяга к цифровым развлечениям вызвана отсутствием интересных занятий в жизни. Это начинается с детства. У ребенка есть две особенности развития – любопытство и необходимость внимания. Иными словами, ребенку свойственно интересоваться окружающим миром и с ним очень важно проводить много времени, потому что именно в этот период происходит формирование будущего характера, увлечений. Это должен уяснить себе каждый родитель. Если вместо прогулок, активных игр, знакомства ребенка с головоломками и конструкторами, кисточками, карандашами и книгами давать ему телефон с включенными на ютубе примитивными мультфильмами, а на бесконечные «почему?» отвечать «не знаю» или, тем более, «загугли», то ребенок перестанет развиваться и станет тем самым зависимым. У него не будет любимого занятия, кроме просмотра второсортного контента, не будет желания узнавать что-то новое. Зависимость от игр тоже весьма проста по своей сути. Многие игры позволяют почувствовать себя важным и нужным человеком, профессионалом, героем, дают возможность решать судьбу мира. В реальной жизни, разумеется, для подобного нужно долго учиться, развиваться, самосовершенствоваться. В этой ситуации нужно найти для ребенка занятие, которое будет ему нравиться. Это может быть что угодно: музыка, писательство, спортивное поглаживание пёсиков, наука. И в этом заключается роль семьи и школы как места, где ребенок развивается и воспитывается. Хороший педагог способен заинтересовать детей в своём предмете, дать им помимо сухой информации что-то необычное, то, что, например, можно применить на практике. Приведу пример. Химия меня начала интересовать как предмет, потому что педагог периодически рассказывал нам не только про химические реакции «в вакууме», без связи с реальностью, но и про то, как их можно эффективно и даже эффектно применять в жизни. Родители, проводите много времени с ребенком, читайте ему и учите читать самостоятельно интересные книги, стихи. Давайте ему то, что разовьёт его таланты. Банальные вещи, но, если к ним прислушается хотя бы небольшое количество школ и родителей, станет намного лучше. Таким образом можно сохранить не только психическое, но и физическое здоровье ребенка. Но не только минусы есть у интернета. У него полно и положительных черт. Интернет, если им пользоваться разумно, способен дать почти безграничный доступ к мировому художественному и научному достоянию. Работы великих мастеров живописи, прозы и поэзии, кинематографии, науки. По каждому из этих направлений в интернете есть тонны материала, его только нужно поискать. Стоит отметить, что интернет сегодня является и образовательной платформой. Я говорю не только про цифровые версии учебников или дистанционное обучение, но и про онлайн-вебинары, программы обучения и другие возможности для саморазвития. Нельзя не упомянуть об играх. Интернет даёт возможность скачать почти любую видеоигру. Думаю, большинство из них безыдейны, однообразны, скудны в познавательном плане – бесполезны. Но есть и такие, которые рассказывают поучительные истории, развивают творческие способности. Да, возможно, это не самый полезный способ времяпрепровождения, но это можно использовать как если не метод решения проблемы зависимости, то хотя бы её смягчения. Если вместо кучи бессмысленных убийств в одной игре игрок будет видеть высокоморальные поступки персонажей в другой, ставя в пример себе именно их, станет гораздо лучше. Но всегда стоит помнить, что существует и реальный мир и всё должно быть в меру и не стоит увлекаться только виртуальным времяпрепровождением, должно быть что-то ещё. В заключение упомяну, что в настоящее время можно избежать проблемы интернет-зависимости благодаря тому же интернету. Даже эта статья была написана с использованием ресурсов, выложенных на проверенных сайтах. Интернет сам по себе не плох и не хорош. Главное – то, как и ради чего вы его используете. Это великая вещь, способная дать знания или помешать их получению, расширить кругозор или его сузить. Дорогие читатели, используйте интернет правильно!